664022, Иркутск, ул. Седова 42/2, оф. 405

Дробить или не дробить? Как нельзя разукрупнять бизнес

 Если платить все налоги в России, можно сразу закрывать бизнес, шутят предприниматели. Тем не менее, уплата налогов – это конституционная обязанность. О юридических трендах, об опасности оптимизации налогов путем дробления бизнеса, о схемах, которые больше не работают, рассказали участники семинара в рамках «Байкал Бизнес Форума 2018».

С однодневками покончат, возьмутся за дробильщиков

По словам организаторов семинара, юристов «ВС Консалт», еще недавно основным направлением работы налоговиков была борьба с фирмами-однодневками. Сейчас, с введением электронной системы отчетности и системы АСК НДС-2, эта проблема сходит на нет. Все чаще озвучиваются прогнозы, что через год-два, государство окончательно решит проблему однодневок.

«Я соглашусь с этим утверждением и предположу, что далее на первый план выйдут вопросы дробления бизнеса. На мой взгляд, это будет главный тренд в плане претензий налоговых органов в ближайшие годы, – рассказал Олег Кривозубов, управляющий партнер «ВС Консалт».

– Наша задача как юристов довести информацию опасности оптимизации до бизнеса и предупредить о возможных негативных последствиях. Как говорит, кто предупрежден, тот вооружен».

Количество налоговых проверок падает, эффективность – растет

Юристы обратили внимание собравшихся предпринимателей на рост результативности налоговых проверок. В последнее время их количество сокращается, а эффективность растет.Средний размер доначислений по одной проверке, по информации налоговых органов, составляет около 9,5 млн рублей.

«Сейчас практически нет пустых проверок, – поделился Олег Кривозубов. – Уже нет таких ситуаций, когда проверяющий приходит, как это было раньше, чтобы пройтись по организации, потом взмолиться руководителю или бухгалтеру, чтобы дали хоть какой-то эпизод для доначисления на небольшую сумму.Это осталось в прошлом. Сейчас, когда налоговики идут на выездную проверку, они всегда знают, зачем они идут, какие эпизоды существуют, примерно знают и сумму предполагаемого доначисления».

Кроме того, юристы призвали бизнес посещать ежеквартальные публичные слушания УФНС Иркутской области. «Они реально могут быть полезны бизнесу. Вы можете задать вопросы, получить ответ на любой вопрос о налогообложении. Так, на февральских слушаниях вопросы дробления бизнеса тоже поднимались, и налоговые органы сообщили о минимальных шансах налогоплательщиков на обжалование решений по проверкам в таких случаях».

 

Как нельзя «дробить» бизнес

Переходя к теме дробления бизнеса, эксперты «ВС Консалт» подчеркнули, что в налоговом кодексе нет определения дробления бизнеса. Тем не менее, чтобы предметно вести разговор, они дали свою формулировку.

Дробление бизнеса – это использование льготных налоговых режимов, предназначенных для малых предприятий крупными и средними компаниями через механизмы искусственного разукрупнения бизнеса. Цель использования упрощенных режимов налогообложения – минимизация налоговой нагрузки.

Выделяют две распространенные ситуации, когда чаще всего происходит дробление бизнеса.

В первом случае, организация, которая находится на УСН (упрощенная система налогообложения), приближается к предельным критериям для нахождения на данном режиме – это либо приближение к предельному размеру выручки, либо к предельному количеству сотрудников. У организации возникает соблазн продолжить пользоваться упрощенной системой, поэтому в этом случае создается вторая и третья организации, которые формально существуют как юридические лица, но деятельность продолжает осуществлять головная организация и, по факту, в ее работе ничего не меняется.

Второй случай связан с крупными компаниями, которые, находясь на общей системе налогообложения, в какой-то момент решают, что надо сократить налоговую нагрузку, и производят формальное дробление организации на несколько юридических лиц.

 

«Эти вещи делать нельзя, – пояснил Олег Кривозубов. – Налоговая инспекция накопила достаточно большой опыт, чтобы выявлять подобные схемы.

Нам часто предприниматели говорят: ‘Извините, но законодательство мне не запрещает создавать сколько угодно организаций. Я могу реорганизовать бизнес. Где я нарушаю?’

Какой ответ дают налоговики? Льготу в виде УСН законодатель ввел исключительно для малого бизнеса. Если вы – не малый бизнес, ваша деятельность является крупной и подлежит общей системе налогообложения. Поэтому, если вы создали формальные организации, мы соберем доказательную базу и докажем, что вы это сделали исключительно для того, чтобы получить налоговую выгоду».

Наличие деловой цели обязательно

Отсюда главный вывод: при дроблении бизнеса действия налогоплательщика будут признаны недобросовестными, если он ставил целью только минимизацию налогов.

Обязательно должна быть деловая цель, говорят эксперты «ВС Консалт».

«Есть так называемая доктрина деловой цели, суть её сводится к тому, что налогоплательщик при совершении налоговой оптимизации должен руководствоваться разумными причинами: например, расширение видов деятельности, разделение видов деятельности по разным организациям, защита активов, территориальное распределение, – объяснил Олег Кривозубов.

– Если этой цели нет, то на вопрос налогового органа о причине дробления вам нечего будет ответить. Или, не дай бог, вы скажете, что так бухгалтер посоветовал сделать, чтобы налогов платить меньше, сразу получите доначисление».

 

На что обращать внимание

Прежде чем перейти к разбору ситуаций из юридической практики, эксперты «ВС Консалт» напомнили о письме ФНС, в котором приведены все признаки дробления бизнеса.

«Вопрос законности или незаконности дробления бизнеса в каждом случае будет решаться индивидуально и зависеть от конкретных обстоятельств, – отметил Олег Кривозубов. – При этом, если у вас обнаружены, скажем, пять признаков из списка, это еще не означает, что ваши действия незаконны. В нашей практике были ситуации, когда одни и те же признаки налоговая инспекция рассматривала под одним углом, а в других – под другим».

На что обращают внимание налоговые органы?

  1. Показания работников

Один из способов доказать дробление бизнеса – опрос уволенных или переоформленных работников. Дознаватели выясняют у них, как изменились условия труда после устройства в другую организацию. И, когда выясняется, что работник просто сдал трудовую книжку, переподписал документы, и по-прежнему работает в том же кабинете, получая ту же зарплату, для налогового органа это становится сигналом того, что здесь имело место формальное переоформление работников.

Два-три таких показания работников, и у предпринимателя – серьезные проблемы.

  1. Выручка

Еще один из признаков дробления бизнеса, который может привлечь внимание налоговой службы – это неоднократное приближение организации, находящейся на упрощенной системе налогообложения, к предельным размерам выручки или количества работников.

  1. Вывески

Осмотр офисов, складов также способствует сбору доказательств дробления бизнеса. Если изначально в помещении была зарегистрирована одна организация, и вдруг их стало три, налоговики приходят и осматривают офис. Видя, что вывеска одна, а новых – нет и не предвидится, они могут сделать вывод, что заявленные организации существуют исключительно на бумаге.

Учиться на чужих ошибках

Под конец юристы привели участникам семинара два ярких примера из практики, которые наглядно показывают, как не нужно дробить бизнес.

1. Довольно распространенная ситуация: организация осуществляет розничную торговлю, имеется торговый зал 200 кв.м. Возникает соблазн перейти на ЕНВД, который установил критерий, по которому площадь торгового зала не должна превышать 150 кв.м.

Тогда часть торгового зала, порядка 70 кв.м, налогоплательщик сдает в аренду другой организации, в которой являлся учредителем. Однако налоговики при осмотре увидели, что ничего не изменилось: площадь магазина осталась прежней, не было возведено никаких перегородок, не были разделены кассы и ящики для хранения товара. Потребители, приходя за продуктами, даже не могли предположить, что здесь работают два разных хозяйствующих субъекта. Налоговая инспекция измерила зал электронными рулетками, запросила данные в БТИ, где выяснила, что никаких перепланировок в здании зарегистрировано не было, из чего сделала вывод, что это единый торговый зал. В совокупности все эти признаки указали на то, что налогоплательщики поступили недобросовестно.

2. Предприниматель реализует продукты питания. В какой-то момент выручка подошла к предельной норме, и бухгалтер посоветовал собственнику открыть еще одно ИП на имя родственника, чтобы оставаться на упрощенной системе налогообложения. После того, как и вторая фирма приблизилась к максимальной выручке, создали третье предприятие. При этом клиентам отправлялись уведомления о смене реквизитов компании, хотя схема работы предприятия не менялась, товар отгружался с того же склада, с того же адреса. Когда с проверкой нагрянула налоговая инспекция, обнаружилось, что фактически работает только одна организация, а остальные две существуют только на бумаге.

Ситуацию усугубило то, что бухгалтер, желая избежать ответственности, наказал собственникам фальшивых фирм сказать при допросе, что создать ИП им посоветовал собственник первой компании. Это был просто «подарок» для налоговой инспекции.

А вот если бы у всех трех предприятий были бы отдельные склады, разные поставщики, индивидуальные базы клиентов, то претензий налоговиков удалось бы избежать.

Сибирское информационное агентство, 28 мая 2018

Мы будем полезны вашему бизнесу


Соблюдаем конфиденциальность персональной информации

Спасибо!
Мы перезвоним вам в рабочее время.

Что-то пошло не так. Виновный будет наказан по закону! 
Попробуйте еще раз.